Согласно постановлению правительства Российской федерации от 27.12.2000 №1023 и от 30.12.2000 №1026, на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта более 9% введена специальная марка со штрихкодом, которую нужно было наклеивать на все напитки, реализующейся на территории республик и областей.
Эта марка, или как её чаще всего называли — региональная акцизная марка, вступила в силу с 1 сентября 2001г. и реализация продукции без таких марок была запрещена. Все производители и оптовые продавцы (акцизные склады) алкогольной продукции, при реализации спиртных напитков в своём регионе, обязаны были печатать на этих марках штриховой код и наклеивать их на бутылки. Изначально это был обычный линейный штрих-код, который содержал ИНН производителя и ИНН акцизного склада, который реализовывал продукцию данного производителя, а также буквенный текст с названием завода и напитка.
На каждом заводе и акцизном складе нужно было оборудовать рабочее место для печати штрихового кода на региональных марках, которое состояло из компьютера, термотрансферного принтера этикеток, сканера для считывания штрих-кода и программного обеспечения для печати LabelView или BarTender. Для печати использовались термотрансферные принтеры среднего и промышленного класса разных производителей, но в основном это были принтеры производства Datamax или Zebra.
Размер марки был 62мм х 17мм, а поле для запечатки штрихового кода составляло 35 мм х 20мм, поэтому, в основном, для печати применялись восковые (wax) красящие ленты (риббоны) размером 40 х 360 для принтеров Datamax и 40 х 450 для принтеров Zebra. Для проверки правильности напечатанного штрихового кода использовались сканеры Datalogic, Metrologic, HHP и других производителей. Достаточно было проверить считываемость кода в начале печати рулона с марками и в конце, чтобы убедиться, что код напечатан правильно.
Со временем была разработана специальная программа ЕГАИС, для печати штрихового кода на специальных региональных марках и обмена данными между налоговой инспекцией и производителем, которая работала только с термотрансферными принтерами Datamax I – 4208 или Datamax W — 6208.
Таким образом, при внедрении данной программы в каком-либо регионе производитель или акцизный склад должны были установить у себя именно эту модель принтера, не смотря на то, что у них уже использовались принтеры Zebra или другие модели.
C внедрением ЕГАИС на региональных акцизных марках вместо линейного штрихового кода стали использовать двумерный код PDF 417, который позволял кодировать в себе гораздо больший объём информации. Для проверки считываемости такого штрихового кода необходимо было использовать двумерные сканеры, которые могли считать такой код, т.е. это должны были быть не лазерные сканеры, а с применением ИМИДЖ (фото)технологии. В то время это были такие модели как HHP IT – 3800PDF или IT – 4600LR от компании Hand Held Products, а так же Datalogic Gryphon D200.
С 1 января 2006 года вся алкогольная продукция стала маркироваться маркой нового образца, которая стала называться федеральная специальная марка. Данная марка имеет размер 90мм х 26мм и для запечатки штрихового кода PDF 417 стали применять в основном термотрансферную красящую ленту (риббон) размером 50мм х 360м на основе воска (WAX) или 40мм х 360м. При печати штрих-кода на новой федеральной специальной марке лучше всего выбирать красящую ленту на восковой основе, так как выпускается она на особой бумаге, которая содержит специальные волокна,защищающие марку от подделки. Для такой бумаги лучше всего подходит именно восковой риббон.
Так как нанесение штрих – кода на марку – это не единственная функция красящей ленты (помимо этого, она используется для защиты такой важной детали термотрансферного принтера, как термоголовка), выбирать риббон требуется особенно тщательно. Рекомендуем выбирать ленты, максимально защищающие печатающую головку принтера. Это избавит Вас от преждевременной замены этой детали.
Оптимальнее всего использовать риббон, который соответствует ширине этикетки или марки, это защитит термоголовку от быстрого износа.
Именно поэтому на сегодняшний день выпускаются красящие ленты различной ширины, для того, чтобы иметь возможность печатать не только на акцизных марках, но и на самоклеящихся этикетках разных размеров, которыми производится маркировка коробок на складе. Не стоит покупать риббон меньшей ширины, если Вы помимо печати на акцизных марках планируете печатать и на этикетках, даже если такая лента будет стоить дешевле. В линейке сканеров, используемых для проверки считывания штрихового кода, появилась новая модель от компании Metrologic – MS 1690 Focus.